Россия — страна бездорожья. А серьезный «офф-роуд» невозможен без мощной лебедки, которая вытянет из безнадежной ситуации.
Тем
не менее еще несколько лет назад у нас в стране никто не выпускал
«гражданских» электромеханических лебедок. Зато сейчас этим занимаются
несколько отечественных предприятий. Мы решили провести сравнительный
тест трех новых лебедок «в боевых условиях», а помочь нам вызвались
испытатели Ульяновского автозавода.
Впервые об электромеханических
лебедках для легковых внедорожников мы рассказывали два года назад (см.
АР № 9, 2000) — в связи с появлением лебедки Ралли, которую начали
выпускать на саратовском предприятии Солитон. Ралли — это адаптированная
для массового потребителя лебедка Бурлак, которая до того выпускалась
исключительно для Министерства по чрезвычайным ситуациям и для военных.
Вслед
за саратовцами последовали многие. Но довести до серийного производства
свои модели смогли лишь Ульяновский авторемонтный завод и питерская
фирма Авторолс. Причем, если ульяновцы представили на суд потребителя
самостоятельную разработку под названием Спрут, то питерцы наладили
производство изделия, и внешне, и конструктивной повторяющего известную
американскую лебедку Warn. Отливаемый на одном из питерских оборонных
заводов корпус они комплектуют белорусским электродвигателем,
российскими электрической проводкой с пультом управления и тросом с
крюком. Индекс питерской лебедки — АР-9000.
Мы пригласили в Ульяновск представителей всех трех фирм с их изделиями и смонтировали лебедки на передних бамперах трех УАЗов.
Саратовский Солитон предоставил на испытания свою новинку — лебедку Бизон.
По сути, это знакомая нам лебедка Ралли, но модернизированная и с увеличенной в полтора раза силой тяги. Модернизация весьма существенная — перед барабаном установлен полноценный тросоукладчик, разработан безопасный для зубчатых колес редуктора механизм перехода из «нейтрали» в режим тяги. И электродвигатель, и вся электропроводка теперь идеально герметизированы — оголенных проводов, как это было при нашем первом знакомстве с продукцией Солитона, нет и в помине.
Столь же аккуратно выглядит при первом осмотре и новинка из Ульяновска -Спрут.
Аккуратная сборка, отличная механообработка корпусных деталей, тщательная изоляция электропроводки. Но с задней стороны корпуса расположена ничем не прикрытая ременная передача. А ведь в нее может попасть не только кабель от пульта дистанционного управления, но и руки — рукоятка переключения скорости намотки троса на барабан расположена буквально в нескольких сантиметрах от шкива.
—
Да, мы поняли, что этот узел надо закрывать. Скоро сделаем пластиковый
чехол, — пообещал директор Ульяновского авторемонтного завода Леонид
Миронов. — Зато обратите внимание на конструкцию быстросъемного
крепления лебедки на бампере. Два клиновых фиксатора на крепежной
платформе позволяют снять лебедку с машины за несколько секунд.
Поставьте вторую крепежную платформу на задний бампер, и в случае
необходимости наш Спрут можно будет легко переставить с передка назад и
вытянуть застрявшую машину. Удобно?
Лебедка АР-9000 из Питера — самая
красивая. Американцы в дизайне толк знают... Несколько странно на этом
изделии смотрится пульт дистанционного управления, с переделками взятый
от... обычной российской кран-балки. Впрочем, это летом, в тепле, пульт
кажется большим и грубым. А зимой, скорее всего, нажимать в рукавицах на
крупные кнопки будет удобнее, нежели на маленькие кнопочки пультов
ульяновской и саратовской лебедок.
Сначала мы измерили у всех
лебедок длину троса и скорость наматывания при различных тяговых
усилиях. Оказалось, что все тросы коротковаты — немного не дотягивают до
заявленных паспортных величин. Но все равно, питерский АР-9000 по этому
параметру вне конкуренции — почти 35 м против 20 м у саратовской и
ульяновской лебедок!
Для тягово-скоростных испытаний в цепь питания лебедки на подопытном автомобиле установили амперметр.
И питерская лебедка сразу же преподнесла неприятный сюрприз — при усилии всего в полторы тонны от проводов в подкапотном пространстве УАЗа пошел синий дым! Как выяснилось, при такой нагрузке лебедка требует от бортовой сети чрезмерные 216 ампер. Ульяновская лебедка при силе тока до 160 А развила усилие в 2,5 тонны на крюке. А саратовский Бизон оказался самым безопасным для проводки электросети — всего лишь 101 А при тех же двух с половиной тоннах.
Бизон (Саратов) | Спрут (Ульяновск) | АР-9000 (С.-Петербург) | |
Фактическая длинна троса м. |
19,7 |
20,4 |
34,6 |
Усилие тяги** |
Скорость сматывания троса, м/мин (потребляемый ток, А) | ||
1000 | 1,3(64) | 0,9(83) | 3,1(161) |
1500 | 1,2(75) | 0,8(104) | 2,0(216) |
2000 | 1,1(88) | 0,8(128) | *** |
2500 | 1,0(101) | 0,7(164) | *** |
* При трех витках троса на барабане | |||
** При первом слое троса на барабане | |||
*** Успытание не проводились |
Но ничто не дается просто так — тянут обе последние лебедки намного медленнее, чем питерская АР-9000.
Потом настал черед «полевых испытаний» в небольшом заболоченном овраге.
Задача перед водителем ставилась простая — застрять в болоте, размотать трос с лебедки, зацепить его за дерево, подключить к штекеру выносной пульт и вытащить машину.
Питерская
лебедка, как самая «быстрая», на глазах вытащила УАЗ из болотной жижи.
Но стоило водителю отпустить кнопку включения тяги, как машина стремглав
покатилась обратно в болото! Оказалось, что лебедка АР-9000 не имеет
тормозного механизма, способного удержать машину на склоне!
Зато
после работы питерская лебедка моментально наматывает трос на барабан. А
саратовский Бизон делает то же самое за 15 минут! «Тяговая» скорость
тоже очень мала — автомобиль выползает из плена по миллиметрам. А для
того, чтобы вытянуть трос из барабана, зачастую требуется помощь второго
человека: четырехрядный планетарный редуктор оказывает большое
сопротивление.
— Зато теперь у нашей лебедки есть отличный тормоз, —
взялся отстаивать свое детище директор Солитона Сергей Жерновой. —
Хотите, наш УАЗ сейчас повиснет на дереве?
С этими словами саратовец
подогнал УАЗ к березе, зацепил трос за толстенный сук — и включил
лебедку. Когда передние колеса уже висели в метре над землей, он
остановил тягу. И передок машины послушно застыл в подвешенном
состоянии!
Впрочем,
ульяновцы тут же «завелись» и повторили «подтягивание» — тормоз хорош и
у Спрута. А что касается скорости намотки, то у ульяновского изделия в
редукторе предусмотрена весьма быстрая «вторая скорость».
Следом
были запланированы тесты на герметичность — имитация преодоления брода.
Для этого все три УАЗа проехали по воде несколько десятков метров вдоль
берега Волги так, чтобы лебедки на бамперах полностью скрывались под
водой. А затем, на берегу, у всех лебедок немедленно проверили
работоспособность. Редукторы в «нейтраль», кнопки тяги нажаты. Все три
электродвигателя работают! Значит, и изоляция в порядке, и герметичность
корпуса у всех на высоте.
И тут начальник Солитона предложил совершенно невероятное — утопить УАЗ в Волге. А потом вытянуть его Бизоном из-под воды!
Сказано — сделано. УАЗ медленно сдал назад своим ходом до тех пор, пока вода не скрыла фары. Мотор заглушили.
— Начинайте, а то у меня стрелки топливомеров поползли! — кричит водитель. — Вода просачивается в баки!
Включена
лебедка — и медленно, но верно УАЗ выполз на берег! Тут же «завелись»
создатели Спрута — и попытались было проделать то же самое. Но их
остановили хозяева УАЗов:
— Да вы что? Нам после ваших «тестов» машину две недели надо будет сушить!
Какая
из лебедок лучше? Все они справляются со своей основной задачей —
застрявший в болоте двухтонный автомобиль вытащат без труда, они не
боятся влаги. Но питерская лебедка АР-9000 не имеет тормоза, а
саратовский Бизон медленно сматывает трос. Так что ульяновский Спрут
выглядит предпочтительнее. Тем более что он намного дешевле — $460
против $620 за АР-9000 и $800 за Бизон.
Технические характеристики | |||
Бизон (Саратов) |
Спрут (Ульяновск) |
АР-9000 (С.Петербург) | |
Максимальное развиваемое усилие тяги, кгс. |
4000 |
2500 |
3800 |
Собственная масса кг. |
38 |
30 |
40 |
Тип редуктора |
планетарный 4-рядный |
комбинированный червячная и ременная передача |
планетарный 3-рядный |
Передаточные числа редуктора | |||
1 скорость |
800 |
726 |
180 |
2 скорость |
Нет |
132 |
Нет |
Рабочая длинна троса |
20 |
22,5 |
35 |
Отпуская цена завода изготорителя $ |
800 |
460 |
620 |
Фото автора