Авторизация



Забыли пароль?


Путешествие за Полярный круг (часть 1)

Полный маршрут: Псков - озеро Мусталампи – озеро Круглое - полуостров Средний – полуостров Рыбачий – мыс Немецкий – полуостров Средний, губа Кутовая - Мурманск – Оленегорск – Мончегорск –Аппатиты- Кировск – Хибины – озеро Гольцовое – Кировск – Апатиты – озеро Вирнаволокское - озеро Сямозеро - Псков

Состав экипажей.

Нива ВАЗ 2121 (лебедка, шноркель, лифтик , резина грязевая, размер штатный)
Алексей (ник  Als-a)
Галенька

Toyota Hilux (33MT, бодилифт 50 мм, лифт подвески 20мм.)
Стас ( ник Горец)
Светик

14.07.2012
Сборы


Алексей:
Метался весь день. Шмотки, снаряжение, снасти, запчасти, канистры, надувные матрасы. Жесть. Замучался к вечеру реально. Вечером погрузил 98% шмоток в машину и рухнул спать поздно ночью.

15.07.2012
Псков - оз Мусталампи


Алексей:
Проспали. Завтракать не стали – опаздываем, протирая глаза, закидываю в машину остатки шмоток и трогаюсь. Договорились встретиться в 6:00  на выезде из Пскова. В указанное время подлетаю к переезду в Любятово – закрыт, идет поезд. Разворачиваюсь и возвращаюсь 200 метров на заправку, доливаю бак  и заливаю два канистры по 20 литров. Поезд прошел и вот мы на точке встречи.  Решено не ехать на объездную Питера. Решено повернуть перед Гатчиной и ехать через Кировск, сразу на мурманскую трассу. Воскресное утро и трасса пустовата. Километров за 20 до Гатчины Нива начинает дергаться при больших оборотах. Дотягиваю до поворота, съезжаем на  дорогу А120 и через несколько километров встаем на заправке. Ехать на дергающейся машине неприятно. Вскрываю карбюратор так и есть в поплавковой камере плавает десяток мусорин разного размера. Как они туда попадают через 2 фильтра тонкой очистки – загадка. Высасываю камеру медицинским шприцом, продуваю жиклеры главной топливной системы. Машинка поехала нормально.Время идет, колеса мотают километры, заправляемся в Кировске по 27,30 и выскакиваем на Мурманскую трассу. Си-Би радиостанция голосом дальнобойщика вещает о том, что впереди «работает машинка» имея в виду ДПС. Ну мы и так особо не нарушаем. Внимательно соблюдаем знаки после предупреждения. И спустя некоторое время въезжаем в Карелию. Заправляется на окраине Петрозаводска по 27,20 и возвращаемся на трассу. Наша цель оз Мусталампи – стоянка известная  нам по прошлому году когда мы ездили на Белое море. Ливень.  Дворники едва успевают убирать воду. Ну вот и поворот с трассы. Пройдено чуть больше семисот километров. Проезжаем на лесной дорожке пару размешанных лужиц и вот оно озеро. Глушим машины.
Светик пророчит ливень. Ставя тент над лагерем и поглядывая на наползающую черную тучу, замечаем между делом, что колдуний раньше сжигали.
Ливень обрушивается на лагерь резко, готовим на плитке под тентом. Я окапываю палатку, так как под нее бегут небольшие реки сливающейся с тента воды.
Ужинаем и ложимся спать.

16.07.2012
оз Мусталампи – оз Круглое

Алексей:Утром дождя нет, решаем пока не сжигать колдунью. Завтракаем…

Стас:

Случайно заметил, что потек бензобак, капает очень сильно. На вскидку пол литра в час, Настроение падает до нуля. Решили посмотреть получше, где именно пробит бак, достаем хайджек, что бы приподнять зад тойоты и при одном из движений я срываю спину, мне даже не вздохнуть. Любое незначительное движение вызывает острую боль. Настроение и так было плохим, но тут совсем пропало. На глаза наворачиваются слезы, часть от физической боли, а часть от осознания того, что вполне возможно поездка для меня закончена. Превозмогая боль залезаю в машину (спасибо Свете, что сама, без моей помощи смогла собрать весь шмурдяк и упаковать его в машину). По дороге заскакиваем в Сегежу, в аптеке купили согревающую мазь. Едем дальше в надежде, что она мне поможет…

Алексей:
Подтекающий бак - очень плохая новость. За Мурманском нет заправок и там каждая капля бензина будет на счету. Так как ремонтировать бак в  походных условиях занятие не из простых, решаем сначала установить объем потерь топлива, а уж потом принимать решение что делать.
Довольно большой кусок Карелии вдоль Мурманской трассы представляет из себя весьма топкие болота и нужно проскочить его сегодня  и как можно ближе подтянуться к Мурманску. У нас несколько вариантов стоянок, увы, все они не проверенны. Бензин, на мелькающих заправках, дорожает,  но мы точно знаем, что есть заправка, где ценник будет адекватным. Это заправка в Пушном,не доезжая немного до поворота на Беломорск (там две заправки, одна дороже), на трассе. Ценник на бензин 26,60. Доливаем баки под завязку и продолжаем движение на Север. На встречу попадается подготовленный внедорожник с московскими номерами. Диалог в  эфире примерно такого содержания.

- День добрый, откуда едете ?
- В Цыпналолок ездили.
- Аааа понятно а мы на Мыс Немецкий. Как там погода ?
- Дожди были, но сейчас вроде улучшилась.
- Ну докатимся,  поглядим чего будет.
- Ага мы тоже прокатились, ПппШШШШ ..дней назад одну машину посадили там, до сих пор вытащить не можем 
- А где конкретно посадили ???
- ПпппШшшш шшш …..

Разговор прерывается, потому  что расстояние между машинами уже слишком велико.

Камни и сосны все чаще сменяются болотами, время от времени идет ливень. Горец обгоняет  пару грузовиков и уходит вперед, закрытые повороты, встречка, горки, обогнать не удается долго, выискиваю окно обгоняю один грузовик, пристраиваюсь ко второму в позицию «ща буду обгонять» тянусь за ним километра полтора, вот оно окно. Нажимаю на газ желая начать разгон но мотор захлебывается  как будто задавился топливом и тупит, чуть сбрасываю газ – двигатель глохнет. Правый поворот, торможу на обочине, два грузовика уезжают...
Ливень, кругом болото, кричу в станцию Горца, но он меня не слышит. Ливень стихает. Поднимаю капот. Версия с топливом не подтверждается. Ковыряюсь с мотором, наползает следующая туча.  В эфире появляется Горец, описываю ему ситуацию, говорит что сейчас приедет. Нет искры. Подъезжает Горец. Подкидываю запасной коммутатор, нарушая водоизоляцию. Неааа .. Стягиваю перчатку с трамблера. Вскрываю … ах ты зараза !!!! Сопротивление в бегунке обуглилось и развалилось на части ..
Меняю бегунок, двигатель оживает.
И снова колеса мотают километры Мурманской трассы. Где то скоро должен быть памятный знак «Полярный круг». Находим знак и фотографируется. К нам подъезжает слегка подготовленный «патриот» двигающийся на Юг. Разговорились. Водитель служил в Гдове, теперь служит  здесь, на Севере. Едут с женой в Челябинск к родне. Подсказывает нам где заправка получше. Мы рассказываем, как найти петроглифы под Беломорском так как были там  в прошлом году. Разъезжаемся, мы на Север, а он на Юг. Вообще в эфире тут не принято говорить о пункте назначения, обычно указывают только направление движения «подскажите обстановочку на Север» ну ли на Юг. Кто куда.
Доезжаем до места где можно остановиться и переночевать сегодня, сворачиваем с трассы, проезжаем через небольшой карьер и дорога превращается в трассу триала.

Стас:
Как позже мы поймем, что эта «трасса триала» была ни о чем!!!

Алексей:
Смотрим навигацию, до озера где можно встать, еще 4 км такой дорожки. Нет смысла тащиться по этой дороге. Да, мы проедем, но потеряем час или полтора сегодня и столько же завтра с утра.  Времени жалко, это озеро не является нашей конечной целью. Решаем ехать до следующей стоянки, и возвращаемся на трассу. Спустя некоторое время поворачиваем ко второй возможной стоянке. Картина та же. Все уже втянулись «пилить по трассе», спать не хочется и решаем тянуться на третью стоянку, хотя уже поздновато, а до нее далеко. Первый час ночи но кругом светло, горит заря. Подтягиваемся к Оленегорску и около двух часов ночи встаем на берегу озера Круглого. Небольшие сумерки. Здесь присутствуют комары и мошка. Залезаю в костюм «антигнус». Горец обнаруживает треснувшую дугу палатки. Неприятная новость,  если на Рыбачьем будет дуть, то палатку сложит. Можно пытаться ремонтировать, но гарантии 100% нет. Решаем глянуть новую палатку завтра в Мурманске.  Народ  расползается по палаткам я пишу пару слов на форуме, здесь есть связь, скоро ее не будет. До Мурманска остается около 100 км.

Галя:
Трасса М-18 отличная, но в районе Медвежьегорска и дальше на север местами идет ремонт, что сильно задерживало наше движение по трассе. Протяженность ремонтируемого покрытия доходила местами до 10 км. Кстати, интересный эффект от полярного дня, спать совсем не хочется, приходит в голову, что можно столько дел переделать и спать не ложиться. В нашем конкретном случае, проехать как можно больше. «Ночью» ехать  лучше, почти нет фур и вообще трасса пустая. Озеро Круглое нашли случайно, пока искали стоянку на оз. Заичье. Неплохое место.







17.07.2012
оз Круглое – полуостров Средний, губа Малая Волоковая.


Алексей:
Проснулись. Солнышко. Быстро завтракаем и собираем лагерь. Сегодня мы должны перевалить хребет Муста Тунтури что означает Черная Гора. Быстро докатываем до Мурманска, едем по навигатору в магазин торгующий снаряжением. Выбор палаток не велик, но есть одна подходящая. Палатка из новых моделей, система установки «За 30 секунд» Горец со Светой покупают ее. Мы покупаем один простенький спальник в запас, так «до кучи».Едем в магазин торгующий рыболовными снастями и покупаем там «Рефтамид» - универсальный спрей  «комар, мошка, клещ» По отзывам он самый эффективный против мошки, которая, кстати, накануне здорово пожрала нашу собаку. Затариваемся пивом и выдвигаемся в сторону Рыбачьего. Дорожка от Мурманска до КПП где нас должны проверить представляет собой бесконечную цепь подъемов, спусков и резких поворотов. Учитывая, что профиль дороги нам не известен, едем аккуратно. По дороге останавливаемся на мемориальном комплексе.

Стас:
Мемориальный комплекс поразил огромным числом захороненных на нем солдат, погибших во времена ВОВ. Очень тронули два памятника, на которых изображены записки солдат, уже распрощавшихся с жизнью, но нашедших в себе силы написать прощальные слова…

Алексей:
Доезжаем до поворота на Средний и Рыбачий. КПП за 100 метров перед ним. Проверяют паспорта, шлагбаум поднят. Едем в сторону Муста Тунтури вдоль реки Титовки. Проезжаем мимо Урала с синей будкой, в нем продают лицензии на лов семги, в воде стоят рыбаки, нещадно хлещущие реку спиннингами. Дорога накатанная, но пытается пародировать трассу триала и мы медленно тянемся по ней на включив в раздатке пониженный ряд передач. Так удобнее. А вот и Пьяный ручей, от него начинается подъем на перевал.Здесь принято остановиться и пропустить по глоточку за успешное преодоление перевала и за его защитников в годы войны. Останавливаемся. Прохладно. Принимаем по 5 капель», исключительно для соблюдения традиции. Дожевывая копченую колбаску трогаемся.
Сразу от ручья дорога берет в гору. Камни, камушки, булыжники, перемешанные с гравием и закатанные Уралами и Газ-66. По такой дорожке между скал медленно вползаем в облака.

Стас:
Честно говоря сложно описать те чувства, которые испытываешь проезжая сквозь низкие облака…
У нас такого точно нет !

Алексей:
Видимость резко падает. Километр за километром ползем на пониженных передачах к верхней точки перевала и вот она, здесь установлен памятный крест.
Спуск не лучше.Горец едет чуть быстрее, за счет большего размера колес ему легче прыгать по камням, и вскоре он пропадает в тумане. Продолжая аккуратно сползать по булыжникам  на полуостров Средний слышу в динамике радиостанции голос Горца «Я вижу Баренцево море !!!» Спустившись с перевала видим губу Кутовую. Почти штиль, над губой висит туман. Немного проезжаем по основной дороге, нас обгоняют два экипажа из Питера. Едут уверенно,  дорога явно им знакома и явно спешат.
Сворачиваем с основной дороги в сторону губы Малой Волоковой. На повороте стоит указатель «музей»
Лужи .. Много луж. Лужа через каждые 10 -15 метров. Лужи не глубокие, но глубины хватает что бы спрятать булыжник который нанесет машине серьезные повреждения. Осторожно щупаем дно колесиками. Переезжаем небольшой бродик. Проезжаем мимо поселка геологов (там музей) и выезжаем на берег губы Малой Волоковой. Едем до речки. Запасы пресной воды у нас достаточные но тратить их сразу, когда недалеко впадает чистейшая речка глупо. Проезжаем заросли карликовой березки обозначенной в навигаторе как «березовая роща» и вот она речка. Шумит красивый водопад, переезжаем ее по скальным ступенькам и
останавливаемся, подыскивая место для палаток. Тундра. Мхи и лишайники. Карликовая березка см 70-80 высотой кое-где. Замечаем бугор за которым можно немного спрятаться. Ставим палатки. Время около 23 часов. Светло как в обычный пасмурный день. На дороге появляется L200 и катит в нашу сторону (мы стоим в 20 метрах от  дороги) Водитель поравнявшись машет рукой, мы машем в ответ. L200 останавливается. Двое парней и девушка. Обмениваемся мнениями о перевале. Они из столицы. Один из парней уже был на Среднем и Рыбачем в прошлом году с группой подготовленных УАЗов. Спрашиваем про самый злой брод на Среднем. Говорят брод проходим, но траектория хитрая. Если «уехать не туда» то  шноркеля может не хватит.  В прошлом году они доставали оттуда утопленную машину лебедкой. Подчеркивают, что у этого брода траектория  в прошлом году была «по дуге вдоль кустов, но сильно жаться к кустам нельзя там тоже яма»  Мы знали из отчетов джиперов, побывавших здесь, что этот брод каждый год получает не одну жертву. Самая главная неприятность этого брода состоит в том, что дно каменно-песчаное и вроде твердое, но на берегах ям камни лежат не плотно, стоит въехать на них колесами и машину стаскивает в яму боком и тогда помогает только лебедка.
Экипаж L200 был «на подъеме»,  вид
имо они сильно уважали традицию Пьяного ручья.
Пообщавшись с нами минут 15 они поехали берегом Волоковой штурмовать скалы Среднего. А мы остались готовить ужин. Ветра нет, туман висит и над сопками и над губой. За «приехали». Сидели долго. Было не привычно, что так светло. Делись впечатлениями о том что видим.  Легли около трех часов ночи.


Галя:

Поначалу было страшновато ехать через перевал, но дорога  широкая и страхи оказались необоснованны. Хотя в облаках видимость не очень…Природа края суровая и простая. Одно слово – тундра. А цветы здесь красивые и растут прямо из камней. Удивительно. Для нас очень необычно и красиво.

18.07.2012
Дневка.


Алексей:
Проснулся от того, что меня будил Горец требовавший немедленного выхода в море на рыбалку,  не смотря но то что сейчас отлив.  Быстро понял, что спать он мне не даст. Вылез из палатки. Освещение не поменялось. Что 3 часа ночи что 8 утра – абсолютно одинаково. Тумана не было, но облака низкие, легкий ветерок. Качаем лодку, готовим снасти, сборка не торопливая надо все проверить после длинной дороги. Метров 150-200 от берега плавает пара тюленей. Посмотрели на них в бинокль.
В конце концов удается уговорить Горца дождаться прилива и идти ловить рыбу по поднимающейся воде, как и положено, тем более что уже проснулись девочки и в котелке стоящем на газовой плитке что то кипело и вкусно пахло.

Отсутствие дров на Среднем и Рыбачьем – миф. Они там есть. Они есть вдоль всей приливной зоны. Палки, палочки, кусочки досок и целые доски, бревна. Где то читал, что якобы просоленные дрова невозможно пилить бензопилой. Это тоже миф, но о нем чуть позже. Все это высушено ветром и солнцем. Но не стоит на них полагаться, если будет шторм, все это добро может  весьма быстро намокнуть, так что если поедете, газ везите.

Поели. Побродили по берегу, разглядывая всякие странные, с нашей точки зрения, вещи, выброшенные  Баренцевым морем. Ну вот и начинается прилив. Одели жилеты и направились к лодке, Вдруг на входе в губу замечаем судно, видно плохо. Вернулись к палаткам, там был бинокль. Рассматриваем судно. Названия нет только номер – 607. Суденышко покрутилось на входе в губу и встало на якорь. На палубе появилось пару человек, которые что-то там переворачивали и таскали по палубе. Время шло. Мы загрузились в лодку, завели мотор отошли от берега. Прошли метров 300 вдоль берега. Из за суденышка выскочила ПВХашка  на 25 сильной ямахе и устремилась вдоль самой кромки воды к нам. Понятно, «отрезают» нас от берега, ну-ну, давайте.  Лодка подлетела к нам.

- Добрый день, морская инспекция.
- Добрый.
- Откуда выходили ?
- Вон оттуда ..
Показываем на свой лагерь на берегу. В лодке трое один держится за борт нашей лодки и разговаривает, двое внимательно изучают содержимое нашей лодки.
- Краболовок не видели ?
- Неее на видели
- Посторонних не видели ?

Интересно кого они имели в виду под словом «посторонний» ? Идет по берегу человек, а на спине надпись «посторонний»?

- Никого не видели, вчера L200 мимо нас проехал. Больше никого не видели.
- Удачи, счастливого плаванья.
- До свидания.

ПВХашка взревела японскими лошадями и понеслась в сторону нашего лагеря.  Сказали девочкам по радиостанции, что бы ждали гостей и выпустили собаку,  если она спит в машине.  Как нам рассказали девочки позднее они подошли вплотную к лагерю, и не выходя на берег (там их «гостеприимно» встречала наша западно-сибирская лайка)  долго рассматривали воду и берег у лагеря. Видимо искали признаки краболовок и остатки крабов. Потеряв некоторое время впустую они ушли дальше по губе.

Мы шли вдоль берега  по Волоковой. Глубины маловаты для трески, надо уходить чуть дальше от берега, погода тихая,  расстояние, на которое нам надо уходить от берега метров 500, что вроде нельзя на моторе меньше 50 сил по правилам. Как среагируют на это наши «гости» не понятно.  Не желая экспериментировать, с реакцией  сотрудников морской инспекции, пошли назад к лагерю, выискивая  эхолотом мелочь, которая вроде крутилась в одном месте. Встали. Горец зацепил какую небольшую рыбку размером с ладошку. Толку с нее одной было не много. И тут услышали шум воды  недалеко от лодки и мощный вздох.. Поворачиваем головы и метрах в 40-50 видим касатку.
- Не ну ты посмотри аа !!! Ну принесла же нелегкая. Еще ее нам под лодкой не хватало !!!
С утра в губе видели тюленей, видимо они и были целью касатки. Касатка всплыла еще раз примерно на таком же удалении.
- Надо сваливать малым ходом пока она под нами не всплыла.
Завели мотор и на малом газу пошли в берег. Достали фотоаппарат. Касатка тоже сменила курс и следующий раз мы видели ее спину уже довольно далеко, фотоаппарат упустил свой шанс. С учетом снующей по бухте морской инспекции и присутствия касатки было решено вернуться в лагерь и подождать пока будет потише. 607ой, с борта которого была спушена ПВХашка, то и дело менял дислокацию в губе, где сама лодка не понятно, касатки было не видно.
К реке, у которой мы стояли пару раз приезжали машины за водой. Из-за рельефа местности показался Урал с оранжевой будкой, медленно ползущий вдоль воды по камням. Время от времени он останавливался из него вылезали мужики, пилили бензопилой очередное обнаруженное бревно и закидывали дрова в будку. Поравнявшись с лагерем они корректно оставили нам бревно лежавшее неподалеку от нас. Мы наблюдали за тем что происходит на водной глади.
607-ой поменяв 2 или 3 стоянки в губе наконец пошел на выход из губы и скоро скрылся за горизонтом, касатку больше не видели. Мы вышли на воду второй раз, легли в дрейф на глубине 90 метров, рядом плавный свал на 150. Только опустили пилькеры на дно и тут задуло. Гладь воды быстро сменилась небольшой волной см 40, лодку потянуло и пилькеры перестали касаться дна. Явно бесполезно. Сместились ближе к берегу, здесь поверхность воды от ветра прикрывала сопка, но глубина была значительно меньше желанных ста метров. Ветер крепчал. Погода явно менялась не в лучшую сторону, и нужно было уходить с воды. В этот момент мы еще не знали что это начало шторма. Пришлось вернуться в лагерь.

Дело было уже к вечеру, сколько конкретно было времени понять не возможно – внутренние часы организма, находясь в условиях полярного дня, начали давать капитальные сбои.
Девочки приготовили поесть.

С запада к нашему лагерю не спеша двигался подготовленный УАЗ. Попахали им рукой. УАЗ тормознул у нашего лагеря.
- Брод прошли?
- Прошли.
- Много воды ?
- У нас там сзади Шнива идет, она прошла чисто, а нас стянуло боком в яму, вылезли только на лебедке , там куст увидите сломанный туда ехать не надо.
- Понятно спасибо.

Водитель УАЗа заглянул через нас на стоявшие к нему задом наши машины.

- Лебедка есть хоть одна ?
- Есть, на Ниве.
- А ну тогда должны пройти. Удачи вам парни.
- И вам удачи.

УАЗ тронулся и сзади за ним тронулась подкатившая за время разговора Шнива.

Перекусили. Горец собрался идти со спиннингом вверх по реке. Я решил составить ему компанию. Собрали легкие спиннинги и тронулись. Не буду описывать наш долгий подъем по реке, скажу только что нами были обнаружено несколько красивых водопадов, позиции времен войны, гильзы, и мелкое горное озеро. По этому маршруту я сводил девочек полюбоваться водопадами и видами на озеро.  С точки зрения рыбалки речушка оказалось бесперспективной. Мелко и вода везде бежит под большими углами, рыбе явно не удержаться.
Когда уже собрались ложиться  спать приехал L200 с экипажем которого мы разговаривали вчера. Экипаж был явно навеселе. Они до сих пор катаются по Среднему. Экипаж радостно заявил, что они прошли коварный брод по дуге, как и в прошлом году и поехали искать место, где ставить палатки.
Ложась спать, я понял, что абсолютно не представляю, сколько сейчас времени.

Галя:
Пока мальчики развлекались рыбалкой, беседами с морской инспекцией и  разглядыванием касатки, девочки обозревали окрестности, любовались красотами севера, собирали дрова, готовили и т.д. Действительно собранные на побережье сухие дрова горят ярче и дольше, чем дрова в из леса, хорошо ломаются и рубятся. Света разожгла костер и мы готовили пищу на костре. Очень понравилась «экскурсия» по реке. Красивые водопады, несколько необычное русло реки, позиции защитников Среднего. Впечатляет. И теряешься во времени. Спать легли в 6 утра и как-то не заметили этого.

19.07.2012
полуостров Средний – полуостров Рыбачий – мыс Немецкий – полуостров Средний, губа Кутовая.


Алексей:
Проснулись. Быстро завтракаем и сворачиваем лагерь. Сколько времени по прежнему не представляю, искать какой-нибудь прибор, который его знает лень. Когда уже осталось загрузить остатки вещей к нашему лагерю подъезжает «патриот». Мы видели эту машину накануне они приезжали набрать воды к речке. Двое мужиков. Один помоложе другой постарше, ему на вид лет 55. Подходят к нам.
- Доброе утро
- Доброе, а здесь что еще и утро бывает ?
- Это да мы и сами не понимаем сколько времени.
- Ловили рыбу ?
- Пытались. Трески не поймали.
И мы описываем как прошел наш предыдущий день.
- Касатку видели ? Еще та зверюга. От нее лучше подальше держаться, нам так местные сказали. Мы трески поймали, выходили из губы вдоль Кольского, на 30 метровой глубине нашли. Но мелочь 35-40 см. размер. Взяли так, на уху. Питерцы тут стоят неподалеку, крабами нас угощали. Здоровые. Вон один еще по багажнику ползает. Нас не было в лагере приходим записка под лобовым стеклом «В Гости 1 км» и стрелка. Поехали. Классные мужики, до сих пор протрезветь не можем. А вы куда ? Место меняете ?
-  А мы западной дорогой поедем по Среднему на Рыбачий
- Абалдеть !!! Неее, нам перевала хватило. Я письмо на УАЗ благодарственное напишу !! Думали кирдык, а машина лезет и лезет.
- А чего там страшного такого ? Народ то катается !!
- Ну да, неее мы не поедем. Там хуже чем на перевале говорят.
- Ну мы уж собрались, поедем. Шнива вчера прошла, вроде живы остались.
- Видели. Нее мы не рискнем. Ну ладно, удачи.
- Удачи.

УАЗ уезжает. Заводим машины и трогаемся в сторону верхней дороги по Среднему. Лужи, затем триал. Подъемы по скалам начинаются примерно через километр. Страху особо нет, но в некоторых местах действительно не приятно, особенно если скалы мокрые. Добираемся до старых позиций береговой батареи. Осматриваем небольшое сооружение на скалах, видимо наблюдательный пункт береговой батареи.  Ветер просто рвет одежду и пытается повалить с ног. Как здесь «комфортно» зимой вообразить сложно. Продолжаем движение в сторону, где виднеются стволы орудий. Путь нам преграждает вытянутое поперек нашего пути болото с довольно длинной лужей и уходящими в нее следами Урала. Исходя из глубины колеи на входе, что-то нам в нее не хочется. Светик –штурман опытный, выскакивает из машины  и осматривает засаду, после чего показывает «объезжать слева». Там, среди кочек, уже видны глубокие колеи от внедорожников. Форсируем болотце без проблем и подъезжаем к одному из орудий береговой батареи. Дальнобойная гаубица 155 мм. Ствол намеренно испорчен автогеном.  Жалко. Представляем столько усилий было потрачено, что бы построить в граните такую мощную батарею и потом вот так ее уничтожить.
Ветер загоняет нас в машины мы продолжаем двигаться и выезжаем на берег Большой Волоковой губы. С высоты видим судно береговой охраны удирающее в губу с открытой воды. Медленный триал по скалам, дорога спускается ниже к морю. Луж становиться больше и  они становятся глубже. Навстречу попадается тентованный Урал в военными номерами. Лужи, камни и триал кажутся бесконечными. Но мы все ближе и ближе к перешейку с Рыбачьим.  Очередной поворот за заросли карликовой березки и мы на берегу того самого брода, на счету которого, бесконечное количество утопленных автомобилей. Вода чистая как в горной реке, следы внедорожника уходящие в яму прямо на въезде. Дна в яме не видно. Вылезаем. Справа разрушенный мост, из под него между быками шумит воды понятно, что там глубина смертельна для любой машины. Девочки одеваются и готовятся искать траекторию движения. Слева, у кустов течение упирается  в твердые породы и делая резкий поворот тоже вымывает яму. Девочки промеряют брод. Понятно проходить надо по дуге слева вдоль кустов, но под кустами тоже яма. Проходим брод. В принципе при движении по правильной траектории брод берется стандартной Шнивой, с учетом что у нее забор воздуха сделан из-за аккумулятора. Но шанс «уехать» мимо траектории есть. И там постоянно кто-то «уезжает мимо».
Сразу за бродом обнаруживаем две машины. Довольно свежий «Дискавери» и еще какой то паркетник (не помню) Они останавливают Горца, я встаю за ним. Дискавери чуток промахнулся на выходе из брода, движок вытянул машину из воды и умер. А паркетник прошел точно по нужной траектории и не пострадал.  Ждут эвакуатор (Зил-131) уже несколько часов. Просили если увидим его передать что они все еще тут и ждут.  Естественно никакой телефонной связи нет. До более или менее намятой дороги остается несколько километров триала.

Стас:
Как оказалось, 50 метров выше по течению был еще один брод, более мелкий, я так понял, что именно там они утопили Дискавери. Кстати, забегу немного вперед, когда мы возвращались с Рыбачьего, я видел этих горе-путешественников, их тащила шишига…

Алексей:
Минут через 40 триала минуем перешеек и въезжаем на Рыбачий. Небольшой поселок  за перешейком, людей особо не видно. Останки техники там и тут. Вдалеке видим уезжающий от нас Урал. Едем западным берегом Рыбачьего. Дорога лучше чем на Среднем, но все равно это больше похоже на вибростанок с амплитудой см 15. Отличное место, для тестирование на выживаемость подвесок. У Горца уже оторван амортизатор. Доезжаем до приливной зоны, останавливаемся на затопляемом приливом пляже и фотографируемся. Почти сразу за пляжем брод.
Морской брод. Русло небольшой речки затапливается во время прилива. Исходя из расчетов сделанных в приливном калькуляторе высота прилива здесь 4 метра, на глаз вроде меньше, но замерять реальную высоту прилива лень и нет необходимости.  Мы правильно все рассчитали и вода низкая. В русле речки в шахматном порядке лежат булыжники. См по 60-70 и больше. Дно видно, камни видно, воды мало - проходим брод сходу.  Надо спешить. Если задержимся, то на обратном пути придется ждать отлива 12 часов.
Переваливаем на другую сторону возвышенности и становятся видны большие белые шары радиолокационной станции и маяк.
Объезжаем РЛС вдоль забора и вот она !!! Самая северная точка !!! Мыс Немецкий !!! Ближайшая точка, куда можно на машине забраться, севернее этого места находиться - на дальнем востоке. Останавливаемся  в 10 метрах от маяка.
Температура 4 градуса. Ветер свистит. Пыль дождя настолько мелкая, что ее почти не видно, но весь становишься моментально мокрый. Достали бутылку коньяка, чтобы принять по «5 капель»  поставили ее на задний борт тойоты, бутылку пришлось ловить, иначе ее унесло бы ветром. Поехали к береговой линии.  Северный ледовитый океан ревел тоннами воды разлетающейся в пыль о черные скалы. Через пару минут руки коченеют и пальцы перестают слушаться. Побродили по берегу, подъехали к памятному кресту и через маяк решили трогаться в обратный путь. Бааа, знакомые все лица. У маяка стоит знакомый L200 с постоянно «веселым» экипажем. Подъезжаем, здороваемся.
- День добрый.
- Добрый  ехали по пляжику ?
- Ну да. А как ваш L200? Всю горючку сожгли, а то катаетесь без остановки ?
- Нее у нас еще есть. Мы тут уже поспали немного, у нас палатка там за мысом стоит,  шторм начался, палатку чуть не унесло, хорошо, что мы в ней лежали. Сейчас поехали тут покататься, в ней камни лежат на всякий случай.
- Ну вы даете и долго здесь стоять собираетесь ?
- Три дня.
- Экстремалите ? «Горючего» хватит ?
- Хватит, у нас в кузове большой запас. А вы куда ?
- А мы попробуем на Мотовский залив, если не сдует.
- Понятно ..

Перекидываемся еще парой слов.  На маяке живут смотрители – мужчина и женщина уже 30 лет. Недалеко метеостанция там вроде вахтовым методом и РЛС с микроскопическим гарнизоном. Первый Урал, в этом году, пробился через тающие сугробы на маяк 16 июня.
Условия существования суровы. Москвичи сказали нам что на одной из дорожек Среднего встретили одинокого велосипедиста который едет на Рыбачий. Он спрашивал далеко ли до жилья и ему ответили что далеко. Велосипедист стал сомневаться в разумности своего мероприятия и сетовал на отсутствие дров и дикий холод. Его психологическое состояние было на гране.

Время поджимает, скоро прилив, а у нас впереди приливной брод. Прощаемся с экипажем L200 и трогаемся в обратную дорогу. Доезжаем до брода, воды прибыло, многих камней уже не видно. Ехать надо по памяти. Горец едет первым,  я за ним.  Брод пройден теперь надо проскочить затопляемый пляж. Навстречу попадается питерский подготовленный УАЗ который уступает нам дорогу, а затем группа пеших туристов из трех человек. Доезжаем до пляжа, cлава богу есть еще полоска песка, пролетаем по ней ходом.  Добираемся до перешейка, ветер усиливается. По Среднему мы поедем не западной дорогой, а восточной она считается основной транспортной артерией острова. И от нее идет поворот на Цыпнаволок.  Где-то на той дороге посадили внедорожник и не смогли его вытащить москвичи с которыми мы общались на трассе. Если ехать на Мотовский залив, как планировалось, то нам нужно ехать по ней чтобы быть ближе всего к точкам лова трески.  Доезжаем до поворота на Цыпнаволок.
Смотрим с грустью на Мотовский залив и понимаем, что ни о какой дневке для ловли трески не может быть и речи. Ветер рвет карликовую березку, в заливе бушуют волны. То что смотрится на фото как туман на самом деле несущаяся с дикой скоростью плотная пыль дождя. Принимаем решение в связи со штормом отменить дневку и ехать ближе к выезду со Среднего, искать укрытие, поставить палатки и поспать немного, так как мы едем уже 15 часов подряд, и удирать за перевал на большую землю.
Найти место более или менее защищенное от ветра оказывается практически невозможно.  Заезжаем в Малую волоковую губу, туда где стояли. Дует почти как на мысе Немецком. Решаем двигаться в губу Кутовую там вроде есть скала под которой дуем поменьше. Разворачиваемся. Машина пару раз чихает и я понимаю что бак пуст. Останавливаюсь и говорю по радио Горцу что мне нужно дозаправляться. Горец уезжает пока через реку посмотреть места стоянок на другом берегу Волоковой. Выливаю в бак канистру бензина и спрашиваю Горца «как дела ?» Говорит что речка приличная и если за время нашей стоянки с дождя вода поднимется то взять в брод речку будет не возможно и что ему тоже надо доливаться топливом. Я потихоньку двигаюсь в  сторону Кутовой и жду когда меня догонит Горец, уже на выезде с дорожки к Волоковой губе встречаю пузотерку, военный машет мне из окна. Останавливаюсь поравнявшись. Два военных явно хорошо подогретых спиртным обращаются ко мне.

- День добрый
- Добрый
- Скажите, а где здесь ГЛАДЬ МОРЯ ?
- ЧТО - ЧТО ????????
- Ну ГЛАДЬ МОРЯ, что бы до горизонта … ??
- На Баренцово море что ли посмотреть хотите ?
- Ну да ..
- И где ж вы там ГЛАДЬ МОРЯ сейчас найдете ?
- Да нам пофиг лишь бы море.
- Круто, ну езжайте по этой дороге, если не потонете, там бродик есть, мы левой стороной ездим.
- А это, шары, ну РЛС там ?
- Неее, до РЛС вам надо по другой дороге.
- Аааа спасибо, попробуем сюда.
- Ну давайте удачи, там дальше  станция геологов, указатель «Музей», у них есть УАЗ и УРАЛ, ну так, на всякий случай, для информации.
- Ага поняли, спасибо
- Удачи.

Разъезжаемся.  За пару минут доезжаю по перекрестка на губу Кутовую. Горца нет. Встаю, глушу мотор, жду его. Проходит 10 минут, 15 минут. Горца нет.
Зову его в эфире.

- Горец в канале ?
- В канале, что хотел ?
- Ты где пропал-то ? Уже пять раз заправиться можно было !!!
- Да тут я рядом. Двух веселых военных, на пузотерке, из второй от въезда лужи достаю.
- Аааа, понятно. Это  … Горец ты им скажи, что им тогда дальше лучше бы не ездить…
- Уже сказал
- Ну жду тебя на перекрестке ..
- Щаа ..

Подъезжает Горец.
- Стас а где военные ? Че за тобой назад не поехали ?
- Неее там остались, ржут, бутылку достали.
- Выдернул ?
- Да
- Понятно, поехали.

Перешеек узкий, пять минут и мы в губе Кутовой. Скала. За ней самое тихое место, если можно назвать тихим место, где дует метров 15 в секунду, но в других местах еще хуже.
Ставим палатки. Руки замерзают и не слушаются. В таких условия и проявляется  преимущество палатки с системой установки «За 30 секунд». Пока мы разворачиваем свой тент, наша внутренняя палатка уже мокрая, хотя делаем мы это быстро. Увы, вода переносимая ветром такой скорости моментально делает мокрым все, не смотря на то, что находиться в состоянии пыли. Теперь понятно почему карликовая березка здесь настолько "карликовая". Но зато в нашей палатке большой тамбур. Собираемся всей командой в нем вокруг плитки, на которой греется еда.
Наконец-то мы поедим. Сказать что мы устали, значит не сказать  ничего.
Залезаю в теплый спальник и сразу проваливаюсь в сон.